9-10 апреля 2025 года в Кыргызстане, в отеле Jannat Regency в Бишкеке, прошла вторая Международная выставка-платформа по аутсорсингу в легкой промышленности «BEE-TOGETHER Кыргызстан», собравшая 75 экспонентов — швейных фабрик Кыргызстана, а также поставщиков текстиля, упаковки, оборудования и услуг по разработке лекал из Кыргызстана, Китая и Узбекистана.
Значимость выставки трудно переоценить. Это подтверждает большое внимание к мероприятию со стороны государства и бизнеса. Так, помимо непосредственно организаторов — «Евразийского Бизнес Клуба», «Центра Развития Текстиля»,
Такой интерес к «
«Рынок заинтересован в качественной продукции, которую мы производим, — говорит заместитель министра экономики и коммерции КР Искендер Асылкулов. — Ведется активная работа по заключению новых контрактов на поставку продукции кыргызского производства в Российскую Федерацию. Выставка „
Формат выставки уже хорошо знаком многим участникам и посетителям по московской
«Ценность выставки — в
Действительно, все два дня выставки в залах отеля Jannat Regency царила рабочая атмосфера: экспоненты проводили
Пообщаться экспонентам было с кем:
«80% наших клиентов — это селлеры Wildberries, — рассказывает Акылай Осмонова, Dino Factory. — И основная часть пришедших на переговоры с нами посетителей — это тоже продавцы маркетплейсов. Были также
Помимо российских байеров, выставку посетило большое количество специалистов из соседнего Казахстана, где собственные швейные производства развиты не так хорошо, как в Кыргызстане. «У нас свой бренд женской мусульманской одежды, и сейчас мы ищем партнеров для дальнейшего масштабирования нашего бренда и выхода на мировой рынок, — рассказывает Маккамжан Мамедов, Sevil (Казахстан). — Почему ищем в Кыргызстане?
Не первый год Кыргызстан работает над тем, чтобы сломать стереотип о недостаточном качестве производимой в стране швейной продукции и, по мнению опрошенных байеров, ему это удается. Как объясняет Маргарита Зрожевская, «Фаворит Фэшн Групп», за плечами которой огромный опыт руководства в федеральном ритейле, в Кыргызстане, как и в Китае, есть фабрики разного уровня — и при выборе подрядчика надо исходить из своих потребностей: «Да, в стране есть много нелегальных цехов, но, конечно, не на этой выставке. Если тебе важна только цена, а не качество, то можно прийти на рынок „Дордой“ и сшить в бывшем ларьке за 5 минут по цене вдвое ниже. Но даже та цена, которая будет на приличном предприятии в два раза выше, привыкшему к российским расценкам заказчику покажется небольшой». Выгодная оптовая цена формируется за счет отсутствия таможенных платежей и короткого срока от момента внесения предоплаты до доставки товаров — если в Китае он достигает 6 месяцев, то при пошиве в Кыргызстане потребуется всего 1,5. Это значит, что в случае кредитования переплата по процентам будет ниже, а вложенные в производство деньги вернутся быстрее.
«Действительно, в Кыргызстане есть такие организации, которые шьют некачественно и портят имидж наших швейников, — подтверждает Акылай Осмонова, Dino Factory, — но большинство фабрик работают в „белую“, отправляют все необходимые документы, отшивают качественно, по стандартам и техзаданию. На каждом производстве — и у нас, и у коллег — есть отделы ОТК, двух-, трехступенчатые проверки. Мы все работаем с маркировкой „Честный знак“. Все производственники, которые присутствуют на выставке, выплачивают налоги, работают честно. Все мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, а не так, чтобы отшить некачественно и завтра потерять клиента».
При этом Маргарита Зрожевская объясняет, что хотя в стране нет такого высококлассного оборудования, как на многих китайских фабриках, качества, предлагаемого кыргызскими фабриками, более чем достаточно для большинства брендов. «Я рекомендую обратить внимание на кыргызские фабрики тем, кто торгует в интернете, особенно небольшим брендам, — селлеров Wildberries, Ozon, Lamoda среднее качество пошива вполне устроит. Это то самое качество, которые мы встречаем в известных сетевых массмаркет—магазинах. А выставка особенно полезна тем, кто сейчас присматривается к Кыргызстану в первый раз», — говорит основательница «Фаворит Фэшн Групп». По ее словам, мероприятие отличает высокий уровень профессионального общения: «Сюда приезжают закупщики, знающие, чего они хотят, — заказчики, которые понимают, что такое табель мер, что такое Tech Pack, которые разговаривают на одном языке с производителем, а также фабрики уровня нормального контрактного производства. Это позволяет им общаться друг с другом профессионально».
Профессиональному общению способствует формат, предусматривающий целевые переговоры производителей с потенциальными клиентами: организаторы прикладывают максимум усилий, чтобы обеспечить высокое качество посетителей — заявки на регистрацию модерируются в ручном режиме, чтобы отсеять рекламных агентов, допустить на мероприятие только целевую аудиторию и повысить эффективность работы фабрик на выставке.
Отличительной чертой этого выпуска «
Открытием для многих участников и посетителей выставки стало кыргызское производство текстиля Zilan Eversun Tekstile — фабрика запущена в городе
«Для бизнеса открывается очень много возможностей сегодня в нашей стране, и очень важно их использовать, — отмечает Урмат Такиров, директор ГУ „Кыргыз Экспорт“. — Создается среда, в которой компании могут процветать, — для этого необходимо подходить к делу более креативно, настойчиво и ответственно. Потому что когда инвестируется много средств не только частным сектором, но и государством, это должно давать наибольшую отдачу».