Фабрики Кыргызстана растут с BEE-TOGETHER
Как новая бизнес-платформа по аутсорсингу помогает кыргызским производителям находить качественных заказчиков в России
Дебютная выставка стала первым выездным мероприятием московской бизнес-платформы BEE-TOGETHER.ru, которая за 8 лет существования заработала статус одной из ведущих и, главное, самых эффективных площадок российской индустрии. Предприятия Кыргызстана на протяжении нескольких выпусков были в числе самых представленных на выставке стран и пользовались заметным спросом у посетителей — представителей модных брендов и селлеров маркетплейсов, которые находятся в поиске производственных мощностей для своей продукции. Видя взаимный интерес сторон друг к другу, организаторы BEE-TOGETHER.ru, Русская ассоциация участников фешен-индустрии (РАФИ), приняли решение выехать за пределы российской столицы и привезти байеров непосредственно в Кыргызстан.
Партнером по организации локальной бизнес-платформы стал «Евразийский Бизнес Клуб» — ассоциация предпринимателей Кыргызстана, одной из целей которой является развитие экспорта страны. В короткий срок были собраны 50 кыргызских фабрик, заинтересованных в работе с заказчиками из России, для проведения b2b-встреч. Среди них были как постоянные участники московской вставки, так и новые экспоненты, еще не знакомые с форматом мероприятия.
Ветер перемен
Сессии переговоров предшествовал форум «Настоящее и будущее текстильно-швейной отрасли Кыргызстана. Возможности и вызовы», который собрал 2 апреля свыше 200 гостей — участников легкой промышленности Кыргызской Республики, представителей правительственных организаций, отраслевых ассоциаций, фондов развития и т. д. Его лейтмотивом стала потребность в переменах: предприятия Кыргызстана готовы работать над ошибками и устранять те барьеры, которые мешают развитию индустрии и, в частности, отношений с российским рынком. «Глобальные перемены требуют перемен и внутри компаний — изменений как в менеджменте, производстве, качестве производимой продукции, так и в сознании собственников компаний», — заявил Уран Ниязалиев, председатель правления «Евразийского Бизнес Клуба».
Невозможно решить проблемы, не обсуждая их. Именно с этой целью российская и кыргызская стороны собрались на сессии, посвященной сотрудничеству двух стран. Российскую сторону представили Янина Назарчук, директор дирекции по производству торговой сети Familia, Белла Джаднаева, руководитель группы по управлению СТМ мужского ассортимента Lamoda, и Наталья Кудряшова, руководитель отдела закупа интернет-магазина Peplos. Модератором встречи выступила основатель кыргызской группы промышленных компаний Selya&Co Асель Атабекова.
Одной из самых серьезных проблем спикеры назвали нежелание кыргызских фабрик работать с отсроченными платежами. Именно с такой преградой ранее столкнулась, например, компания Familia — потенциальные подрядчики хотели получить предоплату сразу и не думали о выстраивании долгосрочных отношений. «Приехав сюда уже во второй раз, я надеюсь, что многие предприниматели начали перестраивать свое мышление, и они готовы сотрудничать с крупными игроками, играть по их правилам, понимая, какие возможности эти компании могут им дать в плане развития», — заявила Янина Назарчук.
Еще одна проблема — нечеткое соблюдение сроков поставок кыргызскими фабриками. «Сейчас наша компания находится на этапе развития, ежемесячно открываются новые магазины, и поэтому мы как закупщики должны понять, откуда мы будем брать товар, — объясняет Наталья Кудряшова, Peplos. — От производителей в Киргизии мне хотелось бы получить какую-то стабильность, чтобы я понимала, когда мы получим продукцию: через 3 месяца, через 6 месяцев. Очень хочется иметь гарантии, что эти сроки будут выдерживаться, потому что у нас уже был опыт срыва. Помимо мужской одежды, мы также занимаемся производством школьной формы — это сезонная продукция, и срыв сроков там очень критичен».
Асель Атабекова, Selya&Co, пояснила, что модель работы местных предприятий предопределил исторический контекст, в котором развивалась промышленность Кыргызстана, и проблемы, которые приходилось решать в период становления. Например, трудовое законодательство не могло гарантировать, что работники не уйдут в любой момент с предприятия, а значит, фабрики не могли заключать контракты и брать на себя серьезные обязательства. Необходимость выплачивать еженедельные зарплаты, в свою очередь, не позволяла им работать по отсроченным платежам. При этом для займа средств у банков также были свои преграды, связанные с формой организации бизнеса. «Но сейчас настал тот момент, когда мы выдержали все эти перипетии, встали на ноги, и теперь находимся перед выбором, как нам дальше работать с ритейлом, как развивать собственный бренд, сотрудничать с маркетплейсами, и масштабировать бизнес», — отметила модератор сессии.
Способствовать переменам призваны и инициативы со стороны государства — например, снижение ставок по соц. отчислениям, либерализация налогообложения, создание Центра по развитию экспорта «Кыргыз Экспорт» при Министерстве экономики и коммерции КР. «Внутренний рынок Кыргызстана маленький, и для того, чтобы швейная отрасль росла, нам нужно выходить на экспортные рынки, — считает Эльдар Искаков, представитель организации „Кыргыз Экспорт“. — Выставка BEE-TOGETHER в этом смысле очень важна, это одно из образующих для индустрии мероприятий, она способствует работе фабрик напрямую с клиентами и продвигает бренд „Сделано в Кыргызстане“».
На языке партнерства
Сессия индивидуальных переговоров производителей с заказчиками, прошедшая 3 и 4 апреля, подтвердила серьезные намерения локальных фабрик менять условия работы и прислушиваться к своим потенциальным партнерам. Ассоциация РАФИ привезла в Бишкек организованной делегацией более 60 байеров из России — и, согласно внутреннему опросу, почти все из них нашли производственные площадки, устраивающие своими условиями работы и качеством продукции. Еще более 300 специалистов посетили мероприятие самостоятельно.
«Я приехала в Бишкек в поиске производителей в основном в костюмной и плательной категориях, а также одежде для новорожденных, — говорит Янина Назарчук, Familia. — Время на выставке провела достаточно продуктивно — встретилась с интересными поставщиками, получила приглашение посетить фабрику. Если говорить о требованиях к поставщикам, мы работаем по международным стандартам качества, это для нас приоритетная позиция в сотрудничестве, также мы рассматриваем определенную ценовую категорию. Немаловажно обращать внимание на саму фабрику, производственные мощности — и для этого мы, конечно же, проводим аудит».
Регина Муратова, основательница бренда Mur (Набережные Челны), приехала в Бишкек в поиске подрядчика, с которым она сможет выйти в более низкий ценовой сегмент. «Я нашла для себя подходящие варианты и довольна поездкой, — рассказывает предпринимательница. — Минимальные объемы достаточно большие, но мы и так планировали выходить на массмаркет, а предложение по цене очень даже доступно и меня устраивает. Единственное, хочется пожелать, чтобы менеджеры и представители фабрик были более компетентны и заранее предполагали, какие вопросы будут задаваться будущими партнерами, чтобы общение было четким, структурированным и не занимало много времени».
Приятный ценник местных предприятий — одно из преимуществ, которое называлось посетителями BEE-TOGETHER наряду с удобной логистикой и скоростью производства. «В России фабрики не справляются и поднимают прайс, поэтому мы ищем в Кыргызстане варианты для сохранения цен для наших покупателей и более быстрые сроки исполнения, — комментирует Лилия Боршош, компания TrendsBrands. — Есть несколько производителей, которые мне понравились, — это большие предприятия, с которыми можно договориться. Формат выставки BEE-TOGETHER очень удобен, как и то, что мероприятие проходит прямо в отеле — можно при необходимости подняться в номер, а также привезти какие-то образцы и не носить их с собой целый день».
Еще одно преимущество выездной версии BEE-TOGETHER — возможность посетить фабрики по договоренности с представителями, которой не преминули воспользоваться многие байеры. Для тех же, кто вообще не смог прилететь в Бишкек в дни выставки, были организованы онлайн-переговоры с экспонентами по предварительной заявке.
Готовность кыргызских предприятий вести диалог с российским заказчиком открывает новые перспективы в сотрудничестве двух стран, и бизнес-платформа BEE-TOGETHER обещает стать удобным посредником и эффективной площадкой для налаживания связей.